В этом разделе вы можете с удовольствием для себя (и к моему удовольствию тоже!) ознакомиться с различными статьями, посвященными моей скромной персоне.
Рассказывать о себе можно сколько угодно. Вот только из скромности (настоящей или ложной) всё равно всего не скажешь. Разве что, спросят в интервью, – и из тебя «выскользнет» что-то неожиданно откровенное. Или же журналист, как бы высказывая взляд со стороны, предложит своё мнение читателю.
Поэтому читайте...
А если появятся вопросы, напишите мне письмо . Буду также вам признателен за отзывы в Гостевой книге .
«Душу не губи! Крылатых женщин не люби!»
Юлия Харитон
Предостерегала Марина Цветаева, да не многих смогла уберечь от любви к
крылатым женщинам. Любовь к самой великой Марине поразила сердце
киевского барда Владимира Новикова. Почти 30 лет капля по капле
создавался его альбом «Моя Цветаева», в сентябре он увидел свет.
А 27 ноября алчевцы приобщились к одноименному музыкальному спектаклю:
Владимир стал гостем нашего города.
И гостем весьма своеобразным. В активе Новикова-композитора можно найти
многое, от гимна хоккейной команды «Сокол» до изысканных музыкальных
спектаклей. Его песни в разное время исполняли Андрей Миронов,
Тамара Гвердцители, Ирина Сказина. Он работал в разных киевских театрах
и на телевидении, в еврейском ансамбле «Фрейлехс», объехал полмира как
автор-исполнитель, водит тесную дружбу и сотворчество с классиком
бардовской песни Дмитрием Кимельфельдом. А помимо этого уроженец
Харцызска успел поучиться в Киевском политехе и бросить его ради
эстрадно-циркового училища, окончить это училище с перерывом на службу
в армии, а потом – Киевский театральный институт, послужить цирку в
качестве артиста и режиссера… И все это – к 46 годам. Густо живет!
Глядя на его наружность, эдакую колоритно-цыганистую, как-то и
не удивляешься этому: кажется, так и должен он жить – «вперед за
цыганской звездой кочевой!» Седо-черно-кудрявый, длинноволосый,
черноглазый, он шикарно монтируется с любой экзотикой «по родству
бродяжьей души» и (во всяком случае, по визуальному впечатлению) трудно
сочетается с Цветаевой. Совсем не хочу утверждать, что декламировать и
петь поэтов Серебряного века под стать только «юношам бледным со взором
горящим», но…
Впрочем, Цветаева от Владимира Новикова и оказалась довольно-таки
неожиданной. Настолько, что первые романсы даже чуть отталкивали
цыганскими переливами, надрывом голоса, некоторой нарочитостью и прочей
чавеллой развесистой. Но – только первые. Потом захватила искренность
исполнителя, трепетное отношение к стихам, порой экзотическая красота
мелодий. И понимание: ведь он ничего не придумал, все это есть в
Цветаевой. Другие обычно не замечают, а он увидел ярко и пропустил
через себя – как ток. Этот ток поразил и слушателей – не мог не поразить.
Чтение стихов чередовалось с песнями, уроненные листки бумаги эффектно
летели на пол, гитара звенела, глаза сверкали, и становилось понятно,
что не зря Новиков называет «Мою Цветаеву» спектаклем. Есть у него для
этого все основания.
Отыграв спектакль с полной актерской отдачей, Владимир объявил
15-минутный антракт, после которого перед зрителями предстал уже
не певец высокой поэзии, а самый настоящий киевский бард, знающий толк
в авторской песне. Цикл песен о Киеве, значительная часть которых
написана на стихи экс-киевлянина Кимельфельда, лирика и драматизм
альбома «Дети зимы», «Песни нашего человека» – киевский проект,
созданный «в пику» московским «Песням нашего века», и КСПшное баловство
– весело-хулиганские песни, написанные как Новиковым, так и его
друзьями-бардами… Владимир живо и дружески общался с залом, и ближе к
финалу зрители, раздухарившись, уже вовсю подпевали артисту.
Словом, вторая часть концерта получилась очень симпатичной.
Но главной все-таки оставалась Цветаева, о чем и хотелось поговорить.
– Наверное, петь стихи женщины так же нелегко, как мужчине-актеру
играть женщину?
– Так ведь театр-то когда зарождался, актрис не было. Женские роли
играли мужчины, и это было нормально. А во-вторых, поэзию Цветаевой
я примерил на себя: как мне бы хотелось, чтобы ко мне обращалась моя
любимая женщина. Но когда этих песен набрался десяток, я вдруг
испугался, что пою женские песни. Тут как раз и армия пришла, и я для
себя решил, что надо писать жесткие мужские песни. А потом прошло
время, смягчились обстоятельства – и снова пришла Цветаева.
И уже где-то к 1997 году родилась идея сделать спектакль «Моя Цветаева».
Вначале был альбом «Мои женщины» – песни на стихи женщин-поэтов.
Я не люблю слово «поэтесса», оно для меня как ругательное. Таким,
к сожалению, стало и слово «бард».
– Почему?
– Потому что мало люди работают над стихом, мелодикой, над собой.
Душа обязана трудиться! А этих пишущих сейчас огромное количество.
Они считают, взяли они гитарку в руки – и готово дело! Молодежь даже
не понимает, что она делает, в каком жанре. Они говорят – бард-рок.
Да нету такого! Есть акустический рок. Ну так, ребята, дотягивайтесь
по стиху, по мелодике, по энергетике до Шевчука, до Макаревича…
– А потому что чукча не читатель, чукча писатель.
– Да, они, к сожалению, не читают ничего и не хотят учиться.
– Володя, Цветаева – огромный мир. Как вы выбирали песни для спектакля? Те, где музыка звучит, или просто те, что на душу ложились?
– Нет… Мне кажется, это избранность Божья. Вот есть стихи – я мечтаю,
чтобы они зазвучали, но нет какой-то искорки, нет мелодии. Я пытаюсь –
а не получается. А бывает – будто Бог подошел, напел и сказал: запиши
вот это. Это озарение, пять минут – и случилось. Но такое происходит
редко, потому и так мало песен. Надо строго к себе относиться,
не плодить никому не нужные песни. Всегда же понимаешь, будут твои
песни петься или нет. И когда они поются, чувствуешь: какой класс!
Все-таки не зря жизнь прожил!
– Сейчас на сцене вы говорили о своей Цветаевой музыкой.
А как бы вы сказали о ней словами?
– Цветаева – это трудно. О ней нельзя говорить однозначно. Я выбросил
три первых сценария спектакля.
Сейчас ведь мода: выкапывать грязь, чтобы было поинтереснее.
Мы проехали с этим спектаклем по разным городам: две-три песни еще
как-то воспринимают, а целый спектакль… Мой гитарист Коля Ютушуй
говорит: может, надо как-то по-другому?.. С высоты сегодняшнего дня
мы знаем о разных особенностях ее жизни, каждый может порассуждать,
любила она мужчин или женщин, что у нее было за отношение к сыну…
Но я никогда не буду выносить на публику такого рода «желтизну».
Да, я тоже читал, знаю, но не это важно. Мне это неинтересно,
интересны стихи. Мне очень нравится ранняя Цветаева: романтика,
размах, стих мелодичный, берешь его – а он поет!
– В спектакле вы поиграли многими гранями романса, особенно той,
что смыкается с цыганской песней…
– А это не столько цыганщина, сколько испанщина. Она же у нас как
воспринимается: гитара, гитана… Да, прет из меня это, прет.
Очень много во мне цыганского.
– А по крови?
– Не-ет! К сожалению, нет. Но цыгане, евреи, грузины принимают за
своего.
– Володя, вопрос банальный, но не задать его не могу. С какими
чувствами от нас уедете?
– Ой, с хоро-ошими… Бывают концерты, когда не получается честно
отработать: то аппаратура плохая, то зритель не воспринимает…
А сегодня все замечательно было. Такая хорошая, блаженная усталость…
А у зрителей усталости не было, они расходились на подъеме. Одни –
в полном восторге от Новикова, другие – с намерением в споре отстоять
свою Цветаеву, но все – в состоянии сотворчества, подаренном артистом.
Спасибо Владимиру Новикову за такой подарок.