"Самое радостное событие в нашей жизни"
Потапова Майя Марковна (1923 - 2007)- легендарный человек, руководитель клуба «Экслибрис». На момент редактирования статьи её не стало.
Произошло самое радостное событие в нашей жизни – концерт и презентация диска в клубе «Арсенал». От нашей семьи были только двое – Лида и Толик. Они принесли 4 диска и 2 диска Володи Новикова. Диск «Песни нашего человека» я прослушала уже дома, наплакалась и нарыдалась. Вспомнились все походы, все костры: Крым, Кавказ, Прибалтика (Эстония, Латвия – там я работала на радио в г.Лудзе), Карпаты, Грузия, Армения, Россия (Горький, Киров, Н.Новгород, Волга, Селигер), моря – от Красного до Балтийского.
Большинство песен (8 из 17ти) написаны на стихи Д.Кимельфельда – «Забава», «Вот так», «Грузинская», «Города», «Свечи тополей», «Расцвела черемуха», «Настанет день», «В те времена».
«Расцвела черемуха в Полицейском садике,
На скамьях студентки курят импортный «БТ»,
И гудят, гудят шмели, как пьяные десантники,
Поражаясь, как и я, общей красоте.
А ты вся в платье из такого креп-жоржета,
А май бушует, весь в жасминовом пылу,
Чтоб я так жил, я не забуду это
И пирожки с повидлом на углу.»
Сразу узнается Димкина интонация!
На днях у нас в гостях был Володя Новиков, мы «перемыли» косточки всем киевским бардам. Но Володя не пел, сказал, что не умеет. А на диске больше всего слышен его голос!
Особенно запомнились слова:
«Настанет день…. Когда же он настанет?!
И лиц созвездья вынырнут из тьмы…
Нас соберет далекий полустанок,
Где будут только память, юность, мы…»
Еще мне очень понравилась новая песня «Свечи тополей»:
«Свечи тополей зажигает вечер,
Свечи тополей зажигает вечер,
И, прикрывшись крышами от сквозняков,
Письма пишет он даме с именем Вечность,
Письма пишет он даме с именем Вечность
Строчками неровными наших шагов.»
Я подумала, уж не мне ли эти письма? Теперь мы с Лидой снова поставили этот диск и снова проливаем горькие слезы: «Сколько песен мы с тобою спели, сколько мы еще с тобой споем..» (простите, если цитата неточная, я записывала со слов Майи Марковны, Лида). Я снова поняла, какие хорошие они композиторы, особенно Сергеев. Новиков сказал, что Сергеева признал даже Никитин среди композиторов нашей страны. Жаль, что «С тучки на тучку» пел не сам автор, Сеня Кац. А вот и «Виночерпий» Ченцова, но почему-то он сам не пришел.
Жаль, что нет «Владимирской горки» Володи Каденко :
«В этой сладкой и прогорклой предвечерней тишине,
Где Владимирская горка откровенная вполне,
На скамеечках как будто давний шепот слышен вновь,
И неблизкий репродуктор напевает про любовь.»
На нашем диске автографы всех, кто участвовал в концерте. Ваша Майя Марковна.
Вы поняли, что я поставила очередной раз диск «Песни нашего человека», и Майя Марковна слушая, комментировала. Цитаты для точности я брала из Интернета.
«Пророков нет в отечестве своем…»
В.Высоцкий
Жаль, что вас не было там с нами…
Честно говоря, мне трудно писать после Майи Марковны, но попробую.
С киевскими бардами (Сергеев, Кимельфельд, Каденко, Винарский, Кац, Лемыш, Голубицкий, Ченцов, позже Семенов, Юрко с Пестушко, Ромащенко, обретавшийся некоторое время в Киеве Витя Баранов, потом, гораздо позже Новиков, простите кого не перечислила, сейчас мы об этих ребятах говорим) мы с Толиком познакомились благодаря Майе Марковне в начале 70-х годов.
Слушали их сначала в библиотеке им. М.Вовчок, потом в подвальчике на ул. Горького, потом в Доме ученых и даже на ул. Толстого, в д.23, где тогда была у нас 1 комната в квартире №7. Тогда это было так свежо, искренне, так отличалось от официоза тех лет.
Конечно, и до этого мы знали Окуджаву, Визбора, Высоцкого, Галича, Городницкого, Кукина, Клячкина, позже Розенбаума, Никитиных, Дольского … дальше можете продолжить сами. Авторские песни были ближе и скорее находили отклик в душе, чем-то, что лилось из радиоприемников и телевизоров. Эта любовь у нас семейная, она жива и до сих пор.
Ходили на концерты, фестивали самодеятельной песни очень активно до тех пор, пока комсомол не возглавил это движение, а барды разбились на множество клубов, пошла какая-то заорганизованность, потом склоки, и стало скучно все это наблюдать. И поостыли мы как-то к киевскому бардизму. Т.е мы и дальше ходили на концерты не только заезжих российских бардов, но и наших, но уже избирательно, не на все подряд, в отличие от Майи Марковны, которая все эти годы была верной поклонницей всех киевских бардов.
Были какие-то провальные годы 90-стые годы, когда надо было просто выживать, не потеряв чувства собственного достоинства, не до песен было. Хотя, немножко вру, ведь Толика в качестве хобби, не больше, всегда тянуло к распеванию под гитару соответствующих песен, так что иногда мы все-таки ходили на концерты в Музей Киева, в Дом учителя, в Дом актера и т.д.
За творчеством Димы Кимельфельда и его соавторов мы все это время следили, на концерты Володи Каденко ходили. Но как-то казалось, что заезжие все-таки более талантливые, более интересные…
Но вот в последнее время я с изумлением обнаружила, как творчески выросли эти бывшие «ребята из нашего города»! Я почитала сборники стихов Дмитрия Кимельфельда «В те времена», «Стены времени», стихи Володи Каденко свежим глазом, как бы со стороны, и была потрясена точностью поэтических образов, глубиной мысли, скрывающейся за кажущейся легкостью стиха. Вы меня простите, я не литературный критик, мне трудно описывать свои чувства, но впечатление было сильным.
Но еще большим потрясением была презентация и сам диск «Песни нашего человека». Песни отобрали, действительно, замечательные, и что самое главное, они очень хорошо легли на голоса исполнителей (или наоборот, голоса на песни?). И с такой любовью, нежностью, уважением к авторам сделали аранжировки песен, разложили на партии, придумали костюмы, зонтики, свечи и прочий реквизит. Собрали приветствия от авторов. А главное – чувствуется, что репетировали неоднократно, т.к. и сыграли и спели просто прекрасно, очень профессионально и в то же время так душевно, что действительно, без слез слушать было невозможно.
И еще, я очень боялась, что будут шероховатости, недоделки, некий провинциализм. Нет, все на очень высоком уровне, и это просто здорово!
Как пишет Володя Новиков, этот альбом они готовили 4 года, но он того стоит. Каюсь, но я, как и Валерий Сергеев, и представить себе не могла, что такое возможно. Есть, есть, пророки в нашем отечестве, и ничуть не хуже, чем в соседнем, с их «Песнями нашего века»! Нашими «человеками» можно и нужно гордиться!
Пусть меня простит Семен Кац, я вставлю сюда его приветствие, и вы сейчас поймете, почему.
К презентации диска...
Слухи носятся в городе нашем, -
Будто хор был в столице основан.
Хор мужской. Только палочкой машет
Не Турецкий, а Вова Семенов.
В хоре том голосистых немало,
Но всегда, среди прочих поющих,
Лишь Пестушко с Юрко запевалы,
Потому что обычно не пьющи.
Тут и Новиков блещет талантом,
За него я и не беспокоюсь:
Он про джаз пропоет если надо,
И как падает шелковый пояс.
Про Сергеева слышали новость?
Бедолага, едва не разбился.
Угодил ненароком он в пропасть –
С пьяных глаз он во ржи заблудился.
Ютушуй все сыграет вам с блеском,
Состязаться с ним в этом опасно.
И пятерка вся – великолепна,
Да еще гитарист первоклассный!
Если грустно мне или же скучно,
Мне хотелось бы (все может статься!)
Незаметно так, с тучки на тучку,
Пробежать и у вас оказаться.
Слышу шум и дыхание зала
И хочу, будто вместе мы снова,
Чтобы песня моя прозвучала…
И слова не забыл бы Семенов.
Семен Кац
Так вот, 20 апреля мы были на презентации этого диска, а 22-го апреля в дворце «Украина» на концерте «Хора Турецкого»! Хор был великолепен, профессионален, вызывал у зрителей восторг и восхищение. В холле продавались диски, и выходя с концерта я предложила Толику купить диск. А потом подумала – зачем? И хотя концерт мне очень понравился, у меня совершенно не было желания вдруг поставить и послушать дома хор Турецкого. А вот песни наших «человеков» мы слушаем и будем слушать еще много раз!
И в этом вся разница.
|