Владимир Новиков. Персональный сайт.  


festivali.org.ua






Владимир Новиков на www.bards.name

bards.name - Энциклопедия авторской песни

Bardradio.net




Бард Топ
Page Rank Icon



© Владимир Новиков.

  Мои статьи

В этом разделе вы можете ознакомиться с различными статьями, написанными мною в разные годы и к определенным событиям.
Поэтому читайте...
А если появятся вопросы, напишите мне письмо. Буду также вам признателен за отзывы в Гостевой книге .


ЗАМЕТКИ В ПУТИ
(о моих гастролях в США и Канаде в октябре-ноябре 2007 года)


Владимир Новиков

В этом году я снова побывал в США с заездом в Канаду. Для меня это уже вторые гастроли по Америке и первые по Канаде. Первые гастроли в США прошли в ноябре-декабре 2006 года совместно с Дмитрием Кимельфельдом с программой "Сало-Вэй", 19 концертов за один месяц. Сравнивать их не буду, там были другие цели, в большинстве своем - другие города, другой состав выступающих, другая программа, другие залы и совершенно другой, изматывающий темпоритм переездов-перелетов. В этот раз у меня было больше времени, больше концертов и было приглашение приехать на Слет.

СЛЁТ

Конечно же, изначально был 19-й слет Восточного побережья. Сколько всего слетов проводится на территории США? 15? 20? 25? Я точно не могу сказать. Знаю только, что Слет Восточного Побережья, пожалуй, самый многочисленный (2100 человек присутствовало, а уж "желающих присутствовать" переваливает, наверное, за десяток тысяч), самый престижный и, пожалуй, самый оригинальный. Почти каждый слет Восточного побережья идет под своим названием, типа "Совершеннолетний", "Граненый", "Пятиалтынный", "Революционный", ну и так далее. 19-й получил название "Безымянный". Атрибутика – каждый раз меняется все - от оформления сцены до подарков выступающим. Подарки - то стакан с эмблемой, то кружка, то футболка слета, и даже то, чего я нигде не видел еще – именная футболка. Что я знал о слетах в Америке до поездки? Да практически ничего. Так, рассказы друзей, фотографии, записи.
Как-то лет 6 назад мне кто-то подарил двухплитник «Кораблик мировой души»- записи с Пятого и Шестого южнокалифорнийских слетов любителей АП, для ознакомления, так сказать, с американскими авторами. Вот и все мои знания. Если не считать, конечно, что некоторых ныне американских авторов и исполнителей я знал по былым временам (И.Рабин, Л.Позен, В.Музыкантов, М.Мерман, А.Алабин).
Итак, сам слет. Гости слета. Владимир Каденко и Владимир Бережков – это уже классика АП; Оля Чикина – нас объединяет барзовское братство, мне нравятся многие ее песни; Псой Короленко – его песни любит мой друг Геша Фельдман, а я его вкусу доверяю; Миша Волков – знаком с ним еще с израильской "БардЮморины-2002", очень интересный автор; и Гриша Данской – я слышал давно призывы друзей послушать его песни, на его концерт в Киеве не попал, записи послушал и своё мнение отложил до слета, до личного знакомства, и вот на слете (а потом уже и на рочестерском его концерте) пришел к выводу, что он стал для меня неким открытием. Оборот слова в стихе, музыкальное решение, манера игры на гитаре, только ему присущая, узнаваемость тембра голоса... Да, для кого-то Данской рок-н-рольщик, для меня, скорее всего, он "пограничник", как и группа "Грассмейстер", к примеру.
Я считаю, что не все исполнители в авторской песне обязательно должны играть музыку на трех аккордах и в ритме "три четверти". Времена меняются, в авторскую песню приходят молодые талантливые ребята, как Гриша, хорошо владеющие гитарой и пишущие более современную и близкую им музыку.
Для меня слет начался с того, что мои друзья посадили меня за руль их авто и сказали, мол, вези себя на слет сам. Подъезжая к ГОП (Группа Охраны Порядка), я услышал фразу: "Вот видишь тот черный БМВ, подъезжай ЗА ним и остановись". Я подъехал "За ним", (то есть сбоку, а, оказывается, имелось в виду - сзади) и таки остановился, потому что там просто не было дороги, а стояли удивленные ребята из ГОПа. Вот тут я понял, что мои друзья уже стали забывать русский язык. У нас так не говорят, я же воспринял все указания буквально.
Мне очень понравилось, насколько четко работали все службы на слете, наполненность программ, найденная некая фишка слета... У меня создалось впечатление, что слаженно работала мощная машина. И оттого, что создатель и вдохновитель слета Волик Черняк беззаботно обходил свою территорию в буденовке, создавалось впечатление, что этой машиной никто и не руководит, все происходит само по себе, но в то же время огромное количество людей просто делали каждый свою работу, и все происходило слаженно, четко, выверено и ... легко. Слышал, кстати, что нашлись недовольные фактом ношения Воликом буденовки на слете, как элемента тоталитарного режима, на что должен заметить, что существует исторический факт того, что во время первой мировой войны русская армия готовилась переходить на введение новой формы одежды. У немцев были каски с остриём, а русские в противовес немцам собирались носить головной убор, напоминающий шлем русского богатыря.
Ввести форму не успели, свершился переворот семнадцатого года. Большевики, захватив армейские склады, первым делом одели свою Первую конную в уже готовую форму, и нацепили звезду вместо царской кокарды, вот и вся " принадлежность". Как по мне, смотрелось прикольно. Мы в таких сейчас в баню ходим. Я жил у своих друзей на сайте "Капля", где было уютно, где работала своя слаженная команда хозяюшек сайта (Томочка Рутман, Маришка Бабиченко и Оленька Маевская), которые одели- обули гостей, накормили всех, при этом каждый знал, что он делает и чем он должен заниматься. Кто-то варил шурпу, мои друзья из Нью-Йорка Алинка и Дима, к примеру, делали шашлыки, кто-то делал кофе, кто-то развешивал украшения и ставил аппаратуру...
Возможности уйти с сайта, чтобы посмотреть, что происходит на других сайтах, у меня практически не было, потому что на каре ("пентагоне") сайта с уникальной костровой аппаратурой постоянно что-то происходило: выступали со своей программой Алик Алабин, Рома Кац и Олег Нейман, пели Оля Чикина и Гриша Данской, потом их сменил Игорь Семененко, виртуозно играл на гитаре неподражаемый Гера Кац в сопровождении Лени Томильчика и Сергея Коновалова, а потом…ой, а что потом? Боюсь, запутаюсь в порядке звучания авторов и музыкантов на сайте. Создалось такое впечатление, что все события слета происходили на "Капле". Кто-то из знакомых или друзей подходил, уходил, а время жестоко улетало. Всех кого я хотел или даже не ожидал увидеть - я встретил на "Капле".
Для меня лично одним из главных событий слета все-таки был "Киевский костер" на сайте "Капля". Надеюсь, что Томочка Рутман не обидится, если я "сдам" автора и воплотителя этой идеи всем тем, кто этого не знает. Идея для слета такого уровня просто гениальна. И не потому, что я из Киева, а потому, что на следующий год это может быть "Минский костер" или "Бакинский костер" или костер любого другого города, но там будут звучать все равно НАШИ песни - песни авторов живущих сейчас или проживающих когда-то в тех городах, чьим именем назван костер. Да и этот "Киевский костер" готовили и провели не только ведь киевляне. 103 песни киевских авторов было подготовлено, пели до самого рассвета. Пели Лена Фиксман, Леня Позен, Володя Сигалов, Володя Каденко, Леня Тверской, Слава Рутман, Лена и Юра Рыдкины, Андрей Компаниец, Женя Йохвид, ну и мне тоже посчастливилось попеть в такой дружной компании. А какая атмосфера "хохляцкая" царила во время концерта! Висели рушники, на столе стояла "Горилка" (не путать с маленькой обезьянкой, в данном случае речь идет об украинской водке), лежало сало... И всем этим хозяйством заправляли Гендляры – семейство потомственных хохлов - Галя и Игорь Гусманы в национальных украинских костюмах. И было много гостей. Одним словом – праздник состоялся.
Звук на слете. Это отдельный разговор. На основном пентагоне во время всех мероприятий звук был нормальным, иногда подсвистывало - подвизгивало, но я понимаю звукорежиссеров, никто ведь не пришел на саундчек, а выступающих было много, и поэтому ребята уже подстраивались по ходу концерта. Звук на сайте "Капля" же был просто уникальным: маленькие "приземленные" грибочки - колоночки, рассчитанные максимум на два круга слушателей у небольшого каре вокруг костра. Но людей у костра собиралось раз в пять больше, а поэтому и слышимость была не всегда самая лучшая, но Яник Львович был бы не Яником, и был бы не Львовичем, если бы даже после того как полетел дорогущий пульт, не нашел выхода из сложившейся ситуации. Мне было жалко смотреть на Яна, он с самого утра и до следующего утра практически не отходил от аппаратуры. И так двое суток. У меня со звукорежиссерами всегда были сложные отношения.
Быть классным звукорежиссером - это дар божий, ведь он должен быть со-создателем выступления артиста на сцене в каком-то смысле, а не просто сидеть и "крутить ручки". Ян Львович - именно такой вот опытный, хороший звукорежиссер. Ян, спасибо! С тобой было приятно работать, особенно во время моего сольного концерта на сайте, во время которого, кстати, мне подыгрывал еще один хороший человек, с которым я познакомился на слете - Гера Кац. Гера - великолепный музыкант. Мне посчастливилось в свое время работать с прекрасными гитаристами Мишей Барановским и Колей Ютушуем, профессионалами высокого уровня. Вот из этой же плеяды оказался и Гера Кац. Мы с ним успели немного порепетировать только песни для вечернего субботнего концерта на большой сцене и заглавную песню моего концерта на " Капле". Остальные же песни Гера мне подыгрывал "со слуха", по ходу программы. И как подыгрывал! Так может работать только классный музыкант! Спасибо Тебе, Гера, за сэйшн, за хорошую работу! Мне было приятно и легко играть и петь в твоей компании.
Был просто великолепный концерт днем в субботу на главном Пентагоне Лены Фиксман и Славы Рутмана с программой по песням и стихам Геннадия Жукова. Жукову бы понравилось, я уверен. Были еще "Грузило" и ряд других выступлений, на которые я просто не попал в силу обстоятельств. Но то, что я слышал, мне понравилось. Мнение об уровне американских авторов поменялось в лучшую сторону. Я многому научился в организации слета, многое взял на вооружение. Спасибо Волику Черняку, Шурику Грайновскому, Гере Кацу, Яну Львовичу, хозяевам сайта "Капля", Гопу, а также всем участникам слета - поющим и слушающим,- за то, что вписали в мою жизнь яркую, незабываемую страницу.

ГАСТРОЛИ

Поездку в США и Канаду в этом году с концертной программой "Как нечаянны наши встречи…" я называю гастролями. Так, по профессиональной привычке, хотя меня постоянно поправляют, что мол, гастроли это нечто «большое», а не выступления в "домашниках". "Гастроли (словарь С.И.Ожегова) – Выступления, спектакли, даваемые приезжими актёрами". Любой человек, выходящий на сцену, уже артист. Самодеятельный ли, профессиональный ли, но - артист, как говорится, "назвался груздём…". Поэтому взаимоотношения между артистом и зрителем чисто индивидуальные, полностью зависящие от выступающего.
У кого есть ШКОЛА (я имею в виду специальное актерское образование или хотя бы достаточный опыт работы на сцене), тот знает, что даже для одного зрителя в зале надо работать так, как будто в зале аншлаг. Ведь этот один не виноват, что не пришли на концерт другие, он отдал свои кровные деньги, и ты обязан для него отработать полноценно и качественно. Еще один важный момент в гастрольной поездке по Америке ли, Канаде, Германии или Израилю – взаимоотношение с организаторами концертов на "местах", т.е. в городах проведения концертов. Надо изначально осознавать, что это, прежде всего люди. Люди, у которых есть своя работа, свой уклад жизни, свои проблемы, заботы и дела.
Практически все они удачливы в своей добровольной эмиграции, у каждого своя судьба. Они, организовывая концерт, на таких как я "заезжих бардах" не зарабатывают ни цента(!), неся для себя только убытки (встретить гастролера, показать город, музей, накормить вовремя, уложить спать, обзвонить друзей-знакомых, зазвать их на концерт, большинство из них накрывают стол для перерывных и послеконцертных "посиделок" за свой счет, проводить "дорогого гостя"), короче - "большая головная боль". Но люди идут на все это, и поэтому хочется их отблагодарить (то, что там подарить свой диск и плакат- это само собой)! Главное - не забыть сказать им ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
Постараюсь всех перечислить, потому как считаю это своим долгом перед ними. Часть организаторов - мои давние друзья или друзья, которых я приобрел в прошлой поездке по Америке. Часть - друзья и знакомые, которых я встретил в нынешней.
Первый концерт был в Олбани. Ян и Марина Бабиченко, киевляне, с которыми я познакомился на 19-м слете Восточного побережья на сайте "КАПЛЯ", но которые много сделали для того, чтобы эта моя поездка состоялась еще до личного знакомства со мной и до моего приезда. Марина, Ян и весь "Спутник" - отдельное большущее спасибо вам, ребята! Ян, тебе лично еще и моя благодарность за быстрый и качественный ремонт моих чемоданов. Под концерт в Олбани был арендован местный театр. Уютный зал, запах пропитанных антипожарной смесью кулис, ближе к концерту перешедший в запах свежего попкорна, отзывчивый хозяин театра - американец, с которым, несмотря на мое "знание" английского, мы почему-то понимали друг друга... А в гримерках - театральные костюмы и целая выставка шляп. Аксессуары мною любимые, с помощью которых ты моментально можешь показать образ того или иного характера...
Потом был переезд в Канаду и сразу в Монтреаль к Саше Лебедеффу, благодаря которому я смог побывать в Канаде. Саша, низкий поклон! Жил я у Аркадия с Оксаной Насыровых, москвичей. Вкус "сметанника" Оксаны помню до сих пор. В тот день в Монтреале шел дождь, но в дом к Тане и Жене Федоровым пришла интересная публика, как в таких случаях говорят, своя - москвичи, питерцы и, конечно же, киевляне, любители авторской песни или просто поэзии. В доме были распахнуты настежь окна, и концерт прошел под шум дождя, шуршащего по листьям деревьев. После концерта никто не расходился, запомнилось общение, которое, несомненно, было приятным, как и само ощущение, впрочем, что тебя понимают, не покидавшее меня еще и во время концерта. Света Белкина, которая благополучно и быстро доставила меня до места проживания после концерта. Саша Лебедефф на следующий день с его короткой, к сожалению, из-за нехватки времени, но незабываемой экскурсией по удивительно красивому городу ...
Следующий концерт был в Оттаве . Куда я еду и к кому я еду я знал, наверное, еще за две недели до концерта. Галя и Аркадий Абрамовичи, Таня и Антон Прановы, Алла Радуцкая и Яков Флаксман - люди разных профессий, приехавшие из разных мест, соединили свои усилия в организации концертов и фестивалей авторской песни в Оттаве. А об их дружбе и сплоченности вокруг "общего дела" ходят легенды. Гостеприимны, открыты для общения. Концерт проходил в доме Петра Шварцмана, прекрасного художника.
В доме, похожем на некий салон, в котором и картины хозяина дома и сама обстановка позволили мне отработать концерт с огромным удовольствием. Меня приятно поразило желание организаторов концертов в Канаде и США, кстати, создавать некую такую обстановку салонов или концертных залов в домах, продумав, как красиво расставить стулья, какую лампу включить, какую выключить, где поставить свечи. Как говаривал старик Станиславский- "театр начинается с вешалки"… Подобные созданные "салоны" очень помогают нам, артистам, наладить быстрый контакт со зрителем, а зрителю - получить удовольствие в полной мере от концерта. Оттава, как говорят ребята, маленький город, но с очень необычной архитектурой Парламента и даже своим маленьким " Арбатом"... Прогулка по городу с Яшей помогла мне оставить в своей душе об этом городе дополнительные положительные эмоции.
Потом был Торонто, большой "русский" город, в котором, как оказалось, живет часть моей компании из юности. Кого-то видел недавно в Тель-Авиве, а теперь вот в Торонто, а кого-то увидел спустя 20 лет... Было очень трогательно узнавать в зале знакомые и близкие лица, видеть, как они поют вместе со мной мои песни... Физтехи, разбросанные теперь по всему миру... Друзья друзей... Хороший концерт получился, на мой взгляд, доверительный, только немного временем аренды зала ограниченный. Но и Айзек Эстулин и Миша Овсищер - организаторы моего концерта, сделали огромную работу для того, чтобы всех собрать воедино, чтобы вышло интервью со мной в местной газете, которое они взяли у меня задолго до гастролей... Миша, спасибо - был прекрасный звук на концерте. А какой был вкусный борщ, который приготовила Танечка Дрейзис! (Теперь я понял, почему один из вопросов в интервью был о моих предпочтениях в еде.) С Айзеком мы познакомились еще в прошлом году в Рочестере. Внешне он мне напомнил моего киевского товарища, а потом еще и оказалось, что у нас с ним даже в Киеве есть общие знакомые. С Мишей и Таней я познакомился уже на слете. Они оказались прекрасными исполнителями своих песен и песен других авторов. Чуть позже я узнал, что в торонтовском клубе «Перекресток» существуют традиции хорового пения, что мне близко.
На следующий день после концерта у меня был выходной день. И вот сбылась моя мечта посмотреть Ниагарский водопад в один приезд и с американской стороны, и с канадской. Ну что вам сказать про Ниагару... Это чудо света! Вода, как и огонь, завораживает, особенно в таком количестве. Все-таки с канадской стороны Ниагарский водопад смотрится более впечатляюще, хотя именно с американской стороны мы с Гришей Данским заплывали на кораблике под саму "Подкову" и от такого зрелища перехватывало дыхание, а чтобы брызги не попадали в рот, приходилось держать его закрытым. На кораблике все молчали, и лишь автоматическая запись экскурсии что-то бубнила, и слышен был только грохот падающей воды. Наверняка все тут же задумались, насколько мал и ничтожен человек перед стихией. Гриша под впечатлением даже что-то записывал в блокнотик, наверное, сочинял оду Ниагаре. Данской - поэт, ему легче. Я же только кряхтел от восторга. В прошлом году, зимой, мы с Кимельфельдом были на Ниагарском водопаде, и Диме, израильтянину, с их "малодождливым" климатом и дефицитом пресной воды было обидно, о чем он потом в Рочестере на концерте и сказал: " Одним так всё, а другим так ничего! "
Правы оказались те, кто утверждает, что с канадской стороны Ниагарский водопад показывает все своё величие, во всей красе предстают и «Фата невесты» и сама «Подкова». Это зрелище невозможно описать, это надо видеть. Надо видеть, как подбирается водный поток к краю, свисает... и потом вся эта мощь падает с грохотом вниз. И мелкие брызги разлетаются на большое расстояние, и создается ощущение, что ты стоишь под дождем. А над этим дождем и сквозь него - переливается всеми цветами радуга... Неповторимое зрелище! А, и еще канадские белки. Забыл сказать, что в США очень много белок, серых причем, их там воспринимают местные жители типа мелких вредителей, не так как мы у себя. Так вот канадские белки - черные, и, говорят, что они злые и гоняют серых белок... Не знаю, не знаю, возле водопада бегают и те и другие, и межрасовой дискриминации меж ними я не увидел. Милейшие создания! Жаль, что я не смог попасть в музей хоккея, но здесь надо было выбирать что-то одно – либо впадать в хоккейную ностальгию либо получать новые и неожиданные впечатления от Ниагары.
Дальше мой путь лежал (вернее летел) в Виннипег. Город новых моих друзей. Встречал и провожал меня Дима Киржнер, молодой человек с хорошим воспитанием, хороший человек, интересный автор, как мне потом сказали (при мне он петь почему-то постеснялся). Концерт проходил у калужанина Леши Уклеина дома, причем получилось так, что он обо мне знал много, а я о нем только то, что он издал теперь уже раритетную книгу "Магнитофон "Яуза" с песнями Галича, Высоцкого. Понятно теперь почему мы так быстро нашли общий язык? Причем выяснилось, что и он, и его супруга Наташа - тоже "барзовчане" конца 80-х - начала 90-х. Леша говорит, что мы пересекались на фестивале в Калуге в 95-м, и даже на сайт kspus.org выставил ссылки на запись двух моих песен с того фестиваля, но я, к сожалению, мало, что помню о том фестивале, столько воды утекло ведь... А жил я у Лены и Игоря Левиных. Игорь организовывал мой концерт. Игорь - президент местного клуба авторской песни, в прошлом - президент клуба в Ростове-на-Дону, поэт, интересный человек, имеющий свое мнение о поэзии и о песне, обладатель уникальной коллекции старых записей еще на кассетах, бобинах и виниловых пластинках ( впрочем, как и Леша Уклеин). Так что за три дня моего пребывания в Виннипеге я имел возможность пообщаться и подружиться с интересными людьми. А какие я снимки закатов солнца там сделал... Такие закаты только в Канаде, наверное, и можно увидеть. Так что не везде "над Канадой небо сине". И еще - стаи диких гусей в огромных количествах. Вот почему-то у нас они так нагло не пасутся, где ни попадя...
Ванкувер. Подлетая к нему, я любовался горами. С самолета они кажутся не такими уж и высокими, но все едино впечатляет. Впечатляет красота гор… Город среди гор... Я вообще люблю такие города, издавна о них говорят, что "…если город стоит на холмах, то у него есть характер". У Ванкувера характер есть. Когда я попал на набережную залива в центре города, я это понял и пришел в восторг. Горы, залив, яхты, прогулочный ботик на 6-8 человек, медленно проплывающий вдоль ресторанчика, в котором мы сидели... А вокруг - её Величество Осень с её разноцветьем листвы... Много уличных музыкантов, они повсюду. Запомнилось пение одного такого музыканта, он пел песни Жака Бреля... Встречал и провел со мной всё время мой земляк из Донецка Женя Городецкий. Благо, было время до концерта, и Женя провез меня по городу, по его холмам. В Ванкувере я обратил внимание на большое количество катающихся на спортивных велосипедах людей. Женя говорит, что Ванкувер вообще спортивный город, хочешь – едешь кататься на озера на водных лыжах, хочешь - в горы, кататься на горных лыжах. "Вот через пару недель выпадет снег, а по дороге на концерт я тебе покажу наши горнолыжные базы",- сказал Женя. "Мы там будем кататься на лыжах?"- спросил я его с удивлением и надеждой. "Нет, ты там будешь петь. Недалеко", - ответил Женя. И действительно, с хайвэя ("по-нашему"- трасса) было видно, как вдалеке светились, чем-то похожие на новогодние елочки, лыжные трассы. Концерт проходил у Павла и Зины, друзей Жени и Регины Городецких. Встречал нас попугай- красавец Какаду, болтун и интриган, все время требующий к себе внимания гостей и побольше еды. Павел приехал из Киева, но очень давно, а Зина - из Минска. Зина до Ванкувера жила в Нью-Йорке, призналась, что до сих пор любит этот город. Интеллигентнейшая публика. По идее это был "домашник", но дом Зины и Павла - с колоннами, внутри дома огромный двухуровневый холл, что позволило мне назвать их дом Филармонией с хорошей акустикой. Хозяевами дома была создана замечательная атмосфера для общения гостей, ну а мне было приятно вдвойне. Ну, во-первых, что я формально явился поводом для их встречи, а во-вторых - мне приятно и легко работалось перед такой публикой.
На следующий день я уезжал в США, в Сиэттл, к Лене Позену, моему другу еще по Киеву. Позади остались пять городов Канады, а в душе остались приятные воспоминания от встреч и общения с замечательными людьми.
По дороге в Сиеттл у меня создалось впечатление, что я еду по одной большой партизанской тропе, причем где-то на Кавказе. Это впечатление усилилось при пересечении мной канадско-американской границы, где я общался с американским пограничником, поляком (русскоязычного не нашлось) на всех славянских языках, начиная с русского и заканчивая сербским. Вот возник вопрос о моем пребывании в Америке. Мне пришлось раасказывать анекдоты, я все порывался сыграть на гитаре (чтобы показать, что я везу не арфу), ну разве что на пузе не плясал... И только наличие билета на обратную дорогу в Киев явилось достаточным аргументом для того, чтобы я въехал снова на территорию США. На прощание поляк по-русски даже передал привет Украине. Я в ответ тут же выдал ему все, что знал по-польски, типа "дружба, жвачка, солидарность".
С Позеном в этом году мы зачастили общаться. Сначала в мае он приезжал с супругой Машей в Киев, затем мы виделись на слете Восточного побережья. Правда, ни там, ни тут нам не удалось пообщаться доверительно. И вот снова встреча... Концерт в "Русском центре культуры Сиеттла" организовал Володя Кирсанов. Хорошая аппаратура, приятная публика и Джош, с которым я познакомился на слете. Джош - американский парень, который стремится познать русскую культуру через авторскую песню, при этом он сам очень даже неплохой исполнитель. И в этом ему всячески помогает Лёня. Именно он представил Джоша любителям АП Америки, взяв его с собой на 19й слет. Еще находясь в Виннипеге, я узнал, что мой гастрольный график рушится из-за пожаров в Сан-Диего, а поэтому вместо 2-х дней я в Сиеттле застрял почти на неделю, о чем я нисколько не пожалел. В эту пору года, говорят, Сиеттл обычно напоминает туманный Лондон с постоянно моросящим дождиком, но мне повезло - практически все время светило солнце. Лёня с Машей устроили мне настоящую культурную программу, каждый день чем-то меня удивляя. Поездка в горы собирать промерзшие грибы, где грибов мы так и не собрали, но какая там красота! Лес, совершенно прозрачное озеро... А поездки с Леней на мотоцикле на острова только чего стоят! В Сиеттле я застал и Хеллоуин. У нас его не празднуют, поэтому мне было очень интересно наблюдать за растянувшимся на несколько дней карнавалом, чем-то напоминающим мне лично наш Новый год... А еще неожиданные встречи с киевлянами и своими друзьями-коллегами по эстрадно-цирковому цеху, с которыми не виделся лет 10-15, организованные Лёней. Сережа Крутиков - прекрасный жонглер, в свое время работал в киевском Мюзик-холле с оригинальным сильным номером; Женя Воронин - великолепный фокусник, комик, каких мало в его жанре, оптимист по жизни, мой дружок еще по училищу... Так что грустно мне было покидать Сиеттл и своих друзей.
По пути неожиданно возник концерт в Юджине, "городе студентов", в "Русском центре" у Лены Ивашовой из Челябинска, которая уже третий год проводит мощный "Фестиваль славянской культуры" в Юджине. Как оказалось, я был первым из авторов, кто у них выступал с концертом. Город маленький по их словам, но не настолько, чтобы не иметь своего аэропорта. Правда, сложилось впечатление, что туда летают только маленькие самолеты. На одном таком маленьком самолете я вылетал из Юджина в Лос-Анжелес. Самолет был настолько маленьким, что моя гитара не помещалась ни в один из багажных отделений. На мое удивление одна из стюардесс оказалась русской девушкой Мариной, которая любезно и бережно определила мой инструмент в бизнес-классе.
Лос-Анжелес – город, в котором живут теперь мои друзья юности Олег и Женечка Суздальцевы и Катя и Гарик Брайловские - настолько старые друзья, с которыми столько тропок туристских перехожено (Олег даже, помню, учил меня, как правильно собирать рюкзак!), что все время ушло на общение, то бишь разговоры о былом, а когда надо было уезжать, то оглянулись, а время улетело. Но так и не наговорились, поэтому теперь болтаем через интернет, прикидываясь "Одноклассниками". Я люблю бывать у Суздальцевых, но вот уже второй раз приезжаю к ним в такую пору года, что поплавать в их шикарном бассейне так и не удается. Дом ребят обвешан картинами и рисунками Женечки. Женечка - художник, на мой взгляд, неплохой, но она при этом еще сейчас учится дальше, при чем это больше уже к понятию рисовальщика относится. Лос-Анжелес - своеобразный, колоритный, огромнейший город, в котором есть что посмотреть - Голливуд, своя "Венеция", океан, горы. (А мне даже от одного "Гетти парка" впечатлений хватило бы - там как раз была выставка братьев Таддео и Федерико Зукаро, рисовальщиков 14 века. Рисунки старшего брата мне очень понравились). Одним словом - тяжело было уезжать от друзей, но было какое-то ощущение, что расстаемся ненадолго.
Закончились пожары в Сан-Диего, а поэтому я наконец-то доехал с концертом в город, где живут и трудятся мои старые друзья еще со времен физтеха Люсенька и Саша Быкановы. С ними я наконец-то смог спокойно посетить знаменитый Отель, в котором снимались мною любимые фильмы "В джазе только девушки" и "Трюкач". Была, правда, еще одна цель – за одну поездку в Америку искупаться сразу в двух океанах. И если 8-го октября мне удалось искупаться в Атлантическом океане, то сейчас, в начале ноября, осуществить купание в Тихом океане оказалось нереально. Я, было, зашел по колено в воду, но ноги обожгло ледяным холодом, и я понял – не судьба видать в этот раз, придется приехать еще. Концерт проходил в доме у Ланы и Саши Маркманов. Я люблю этот гостеприимный дом и их хозяев, там всегда собирается разбирающийся в АП зритель. Было приятно познакомиться наконец-то и лично с Борисом Гольдштейном, известным в Америке импресарио, очень преданным жанру авторской песни человеком. После концерта дома у Быкановых мы долго занимались дегустацией различных вин и виски... Жаль, что наутро надо было снова возвращаться в Лос Анжелес, откуда мне надо было вылетать в Коламбус, а так бы просидели до утра, как в былые времена.
Из тепла - в холод, из Лос Анжелеса - в Коламбус. Устроители моего концерта - Люба и Валера Храмцовы родом из Новосибирска, из Академгородка, а значит, у нас нашлось много общих знакомых из команд КВН "Братьев Дивановых» (математики) и "Кванта" (физики), с которыми я постоянно пересекался на Физтехе в былые годы. На концерте впервые за эти гастроли была девушка-американка. Весь концерт она раскачивалась в такт песен и ногами отбивала ритм, но когда я в конце концерта стал петь шуточные песни, она замерла и округленными недоумевающими глазами смотрела то на меня, то на зрителей, покатывающихся от смеха. Ей явно было непонятна природа русского юмора. А когда зал запел в конце припев песни "Графиня", она громче всех хлопала в ладоши, так как участвовать в происходящем ей явно хотелось, но вот слов не понимала. После концерта она первой подошла ко мне и через свою подругу минут десять спрашивала смысл прозвучавшей песни "Баржа со спиртом" Валеры Калашникова, а потом еще минут десять выясняла причину веселости этой песни. По-моему, она ничего так и не поняла из моих объяснений и объяснений еще человек пяти, которые вынужденно присоединились к нашему общению, и которые, рассказывая, сами долго еще смеялись и от воспоминаний смысла песни и от происходящей ситуации. Пришлось ей посоветовать просто пожить месяцок-другой в наших краях, чтобы хоть чуть-чуть понять наш менталитет.
Перепад климата сказался на моем голосе, я стал хрипнуть-сипнуть и поэтому, когда я на следующий день приехал в Луисвилль, радушные хозяева и организаторы концерта Света Щукина и Леша Иванюк (родом из Днепропетровска) окружили меня столь необходимой на данном этапе заботой. Тут тебе и "гоголь-моголь", и чай на травках через каждые полчаса... Одним словом, они меня вытащили из болезненного состояния, и я выжил. Возможно, что еще и из-за количества выпитого мной горячего чая концерт получился, как мне кажется, теплым. Ребята недавно занимаются организацией концертов у себя, но получается у них это очень здорово. Что приятно еще осознавать, что "присадил" Свету и Лешу на это дело их старший сын. Ребята успели показать мне немного свой город. Луисвилль, оказывается, знаменит своим заводом зубной пасты "Колдрекс" и тем, что в этом городе живет Мохамед Али.
Цинциннатти – красивое название для города, звучит практически как Ванцетти, хотя это и не одно и тоже. Мне почему-то казалось, что в нем проходила какая-то Олимпиада. Ан нет, всего лишь чемпионат мира по конькобежному спорту, хотя и очень давно, но что тоже немало. Я приехал в этот город в дождь и практически весь день он не прекращался. Володя Цибульский - организатор концерта в этом городе. Нина и Саша (извините, фамилию запамятовал), приехавшие из Дейтона на мой концерт, чтобы увезти меня в домой к себе, поскольку мой рейс в Шарлотту был из аэропорта именно Дейтона,- спасибо вам отдельное! Ребята у себя в городе тоже делают концерты, но в этот раз гастрольный график других авторов пересекся с моим, или же наоборот. Дейтона я так и не увидел- приехал ночью, улетел на рассвете. Но вот с ребятами пообщаться повезло. Был и праздничный стол, и ночной турнир по бильярду... Не огорчайся, Ниночка, в следующий раз я обязательно дам у вас с Сашей концерт. Спасибо Тебе за цветы!
Дальше был Шарлотте у питерцев Аллы и Димы Шкловских, где я попал в череду первооткрывателей и в этом городе (до меня там бывал только Миша Волков). Но "банный сезон" в доме у Димы открыл я. А какой Дима банщик знатный!!! И собеседник великолепный, к тому же еще и рыбак, и заядлый путешественник, так что нам было о чем поговорить. Дима подарил мне специализированную книгу о том "где, как и когда" ловить в Америке форель, правда, на английском языке. И хотя в Украине от нее толку мало, теперь я точно знаю, чем займусь в свободное время, когда снова попаду в США, книгу-то я уже проштудировал. А Аллочка баловала меня вкуснейшим кофе! В Шарлотте, втором, по слухам, после Нью-Йорка, городе "банков и банкиров" (чуть не написал банщиков), снега практически не бывает, а поэтому маленькие птички колибри летают там круглый год. Ах да, во дворе у Шкловских живет наглый суслик (или не суслик, но очень похож), с которым мы почти подружились (он составлял мне компанию во время моих перекуров), нам просто не хватило времени... А еще у Димы неплохая коллекция картин, есть очень удачные работы, на мой взгляд.
Дальше на моем пути был Хьюстон. Редкий город, который пришлось брать наскоком – прилетел, увидел, как растет бамбук, дал концерт, посидел в замечательной компании людей (хозяев русского магазина, при котором и находится своеобразный "Русский центр культуры"), поел вкуснейший плов с грибами, поспал пару часов и снова на самолет. Но во всей этой суматохе я успел с удовольствием пообщаться с организатором моего концерта Андреем Шерманом и его очаровательной супругой одесситкой Ирочкой. А какие буклеты о выступающих готовит Мама Таня (Мама Андрея, ее просто не было на концерте, она как раз была в это время в туристической поездке по Израилю, видать не напрасно в январе в Хьюстоне Кимельфельд рекламировал "Землю обетованную")! Ребята очень серьезно и ответственно готовятся к приезду каждого автора, выискивая информацию в Интернете. Было душевно и тепло, а на улице душно и жарко, что поделаешь – недалеко Мексиканский залив. Хьюстон - молодой развивающийся город. Одно из ярких впечатлений в эту поездку – это постоянный и круглосуточный ремонт дорог. Но это относится ко всей Америке, не только к Хьюстону. Такое впечатление, что вся Америка только этим и занята. Хотя нет, еще американцы очень много летают на самолетах. У нас столько автобусов не ходит, сколько в Штатах летает самолетов. В Атланте я наблюдал красивое зрелище – одновременное приземление четырех пассажирских самолетов.
В Атланте живут мои друзья из Минска - Нина и Машенька Маликины, мужественные люди, которых я очень люблю. Несколько лет назад в их дом пришла беда: Маша со своими одноклассниками попала в автокатастрофу, и, спасая подругу, повредила себе позвоночник, теперь она передвигается только в инвалидной коляске. В этом году они были в Киеве, где Машеньке делали еще одну операцию, которая прошла успешно, слава Богу. Теперь у Маши длительный восстановительный процесс, но девочка не сдается. А девочка - просто красавица и умница. Я люблю бывать у них. В этот приезд у меня в Атланте было два совершенно разных концерта. Один - перед пожилыми людьми (ах, какие они благодарные и внимательные слушатели!), а второй – "домашник" перед "своей", кспэшной, публикой, где было много заявок на ту или иную песню.
Впереди был Вашингтон, где я сразу по приезду попал в крепкие руки своего импресарио - Шурика Грайновского. Я очень благодарен ему за то, что он пригласил меня с ним сотрудничать. С ним работалось легко и доверительно, он - профессионал. Самое главное - я искренне рад, что в его лице приобрел еще одного друга. В проведении концерта очень помог Аркадий Дубинчик - сам прекрасный автор и, как оказалось, хороший звукорежиссер и гостеприимный хозяин дома. Вот теперь жду от него песню-подражание на свою песню "Джаз", первый куплет я уже слышал. Я наконец-то посмотрел Вашингтон и с самолета, и из автомобиля. Правда, из машины как-то поспокойней было, можно было сказать другу: "Останови, я выйду". Нет, все-таки наши пилоты летают как-то поспокойней, и с ними надежней, потому что когда заходили на посадку в Вашингтоне, у меня было полное ощущение, что мы садимся на крыши домов.
Вашингтон мне понравился своей архитектурой, а вот Балтимор я люблю за другое. В нем живет много моих старых друзей киевлян. Гостеприимный дом Игоря и Галочки Гусманов, которых я очень люблю, где я всегда чувствую себя как дома. Игорь второй год подряд озвучивает мой концерт, а в этот раз был особенно удачный звук. В прошлом году я познакомился, а потом и подружился с замечательными людьми - Альбертом Плаксом и Анечкой Топоровской. Анечка из Баку, прекрасный экскурсовод высокого уровня, благодаря которой я еще в прошлый приезд всё узнал о Балтиморе, и побывал в самых красивых уголках этого города от "балтиморского Бродвея" до итальянского квартала. Алик - интереснейший журналист и писатель. В прошлом году я получил от него авторский экземпляр его книги "Израиль и шпионаж". В этом году Алик и Аня сделали мне сюрприз, они пригласили меня как гостя в свою передачу "Звезда Давида". Работают ребята очень профессионально и интересно. Впервые на американском радио прозвучали мои песни. А когда я уже улетал из Америки, вышла статья Алика "Мысли, навеянные 3-м концертом" в газете "Каскад", где он дал моему творчеству высокую оценку. Спасибо вам, Алик и Анечка, у вас хороший вкус!
А концерт в этом году в Балтиморе проводил Лёня Кутин у себя дома. Боже, в каком красивом месте находится этот красивый дом, в котором живут красивые люди - Анечка и Леня. Мы с Леней на слете не наболтались, поэтому добалтывали то за партейкой в бильярд, то до концерта во дворе за чашечкой кофе, ну и, естественно, там же после концерта. Так и не наговорились.… У Лени много идей по проведению и организации концертов в Америке и, учитывая его энергию и ум, я верю, что у него все получится. В связи с тем, что я в этот раз ну никак не мог попасть с концертами в Морристаун к Гешке Фельдману, моему другу, ни в Нью-Джерси, ни в Нью-Йорк (по разным причинам), то некоторые зрители, как тот же Володя Улогов или Инна Суботина, приехали за много километров, пардон,- миль, в Балтимор, за что я им очень признателен. На мой взгляд, получился неплохой концерт по атмосфере, которую создает как артист, так и зрители, и, естественно, хозяева дома. В прошлом году, когда я уезжал на Рождество из Балтимора, меня провожал дождь. В этом году было то же самое, это уже своеобразная традиция.
Дальше путь лежал в Питтсбург, к киевлянину Володе Сигалову. Как-то лет 6-7 назад рано утром у меня дома в Киеве раздался международный звонок. На мое сонное «аллё» на другом конце провода (а был ли провод?) кто-то мне радостно сообщил: « А вот здесь твою песню на слете в Канаде со сцены поет некий Володя Сигалов. Помнишь такого?" - и мой собеседник выставил трубку в сторону мощных колонок. "Ну, как же, забудешь такого в пять утра!" - сказал я о-о-очень ласково и лег спать дальше. Сигалов - из старой гвардии киевских кспэшников, он помнит такие песни, какие у нас в Киеве мало кто помнит уже сейчас (вот взять песни того же Винарского). Саша Лифшиц, приехавший по первому зову "выводить" заблудшего артиста к месту проведения концерта и озвучивший концерт... Питтсбург мне понравился, особенно меня поразил вид на город с горы. Огромное количество мостов; даунтаун, окруженный рекой, лежащий между гор... Жаль только, что было пасмурно и туманно. С детства помню еще, что была такая хоккейная команда в НХЛ "Питтсбург пингвинс", и вот я посмотрел на город с высоты холмов, и сам себя спросил: "Ну, и где здесь пингвины?"
Кливленд – предпоследний "гастрольный'" город. Принимали и организовывали мой концерт Ира и Миша Крулеры из киевского КСП "Костер", т.е. люди сведущие в АП. Помогала им Жанна Магарам. Был предпраздничный день, и поэтому намечалось человек десять зрителей, да и концерт был всего лишь поводом заехать к старым друзьям на украинский борщ Ирочки, но на концерт пришло намного больше слушателей, среди которых неожиданно оказались мои знакомые еще по эстрадно-цирковому училищу, что явилось лишний раз подтверждением названия моей программы "Как нечаянны наши встречи..." И таких вот приятных и нечаянных встреч за слет и гастроли было много. И новых знакомств было много. Кстати, о знакомствах: Сергей Гайдаенко, спасибо тебе за заботливо выставленную (и даже срочно приобретенную!) аппаратуру на концерт, за анекдоты и просто за общение.
Впереди оставался последний город в моем расписании - Рочестер, практически город-побратим, где живут мои друзья - минчане Томочка и Слава Рутманы, много сделавшие для того, чтобы моя поездка в США и Канаду состоялась и прошла успешно, и на которых держится рочестерский КСП "Капля". Слава Рутман - сильный автор и такого же уровня исполнитель (подтверждение тому - прекрасная программа совместно с Леной Фиксман по песням и стихам Геннадия Жукова на последнем слете). Москвичи Лена и Юра Рыдкины, у которых я останавливался в прошлом году, прекрасные исполнители, в том числе и моих песен. Я люблю бывать в этом городе. А какое удовольствие мне доставили наши с Юрой Рыдкиным сражения в бильярд! Правда, в этом раз, чтобы выиграть у меня он прибегнул к помощи "мастера кия" Гриши Данского... В Рочестере я застал и праздник "День благодарения", и первый снег этого сезона, и здесь же были у меня последние концерты гастролей. Было два совершенно разных концерта, один - светский для города, второй - в трапезной местной православной церкви для прихожан. Оба концерта получились по-своему трогательными для меня лично.
И снова Нью-Йорк, город который мне нравится по стечению обстоятельств, количеству друзей, наличию Бродвея, с его театрами и шоу-программами (мне в этот раз удалось посмотреть несколько знаменитых бродвейских мюзиклов)... На этом гастроли и закончились. Остались лишь приятные чувства и множество добрых воспоминаний от пребывания на американской земле, от встреч со старыми друзьями, от общения с новыми друзьями, от новых знакомств... Меня везде и всегда во время всей поездки окружали хорошие, заботливые, замечательные люди; на концертах были внимательные и приятные слушатели, петь для которых было просто удовольствием. СПАСИБО еще раз огромное - всем вышеперечисленным организаторам, всем, кто был причастен к проведению концертов, всем моим слушателям на концертах и, конечно же, всем моим друзьям! Я Вас Всех Люблю! Это было Здорово!
Я Вас Всех Люблю! Это было Здорово!

Владимир Новиков –
декабрь 2007 г. Киев

Главная Биография Архив Аудио Фото Мои статьи Статьи обо мне Гостевая Ссылки Баннеры
Hosted & designed by TRM.